Про луддитов и 5 утра 21 века

Vlad
6 min readJan 5, 2023

--

In my mind and in my car
We can’t rewind, we’ve gone too far…

В школьной программе курса истории, который преподавали в СССР был параграф про луддитов. Типа были такие отсталые ткачи в отсталой Британии, которые вместо того, чтобы вместе с рабочими и колхозниками всего мира приближать мировую революцию, ломали ткацкие станки. Удивительно даже не столько то, что луддиты удостоились целого параграфа в учебниках 8 класса советских школ, сколько то, что это понятие вполне себе укоренилось в сознании.

Тем, кто курил за забором во время урока — напомню. Луддиты были высококвалифицированными работниками текстильной промышленности, которые очень сильно переживали из-за применения владельцами мануфактур новомодных машин. Раньше-то можно было работать из дома, что они и делали, а теперь приходилось пиздячить в офис и вместо “я художник, я так вижу” приходилось крутить одну и ту же ручку одного и того же станка. Художника обидеть может каждый, что и привело к поднятию целого восстания против машин. Не Бутлерианский Джихад, конечно, но тоже ничего. На мочилово собирались сотни, а отдельные ивенты собирали и по тысяче работяг. Официальным началом считается апрель 1811 года, а уже в 1812 году, когда неизбежно появились первые жертвы, был принят первый Закон Разбитых Рам (нет, не тех, который брат Кришны), который устанавливал смертную казнь в качестве наказания за разбитые рамы текстильных станков. В конце 1812 года, после публичной казни 17 луддитов, движуха стала сходить на нет.

Забавный факт — движение луддитов названо по имени некоего генерала Лудда (в существовании которого есть серьёзные сомнения), именем которого были подписаны первые письма с требованием отказаться от использования машин. Местом жительства генерала был выбран Шервудский лес — тот самый, где за 500 лет до этого ныкался по кустам Робин Гуд. Ерундоватый, вроде бы, факт — но характерный.

Не смотря на то, что дело луддитов умерло, дух его продолжал веселиться и гыгыкать. Благодаря проклятой индустриализации, инфекция попала в Новый Мир, и любой, кто может себе позволить скататься в округ Ланкастер, штат Пенсильвания, может воочию убедится, что идеи Лудда живут и побеждают. В том числе и разум.

Конец 19 — начало 20 века принесли — помимо всего прочего — автомобили. К тому времени призрак луддизма подрос, возмужал, и поселился в головах законодателей. Вместо мозга. Наиболее известным его проявлением считается “Закон о Красных Флагах”. Название нам как-бы намекает на кромешный пиздец — смотри, например, нынешние Red Flag Laws — по которым у человека по “жалобе соседей” могут отобрать конституционные права, например право владеть оружием. Суть тогдашнего пизде… в смысле закона, заключалась в том, что впереди каждого автомобиля должен был идти специально обученый человек с красными флажками, чтобы предупреждать пешеходов и прочих лошадей об ужасном пародышащем монстре, следующим по дороге. Если кто-то вспомнил в этом месте про известный эпизод — я с вами :)

Я вышел на проспект Мира и остановился, привлеченный необычным зрелищем. По мостовой шел человек с детскими флажками в руках. За ним, шагах в десяти, с натужным ревом медленно полз большой белый «МАЗ» с гигантским дымящимся прицепом в виде серебристой цистерны. На цистерне было написано «огнеопасно», справа и слева от нее так же медленно катились красные пожарные «газики», ощетиненные огнетушителями.

Уже в 50–60-х годах так недавно закончившегося прошлого века новым камнем преткновения стало телевидение. Луддиты, к этому времени, конечно, подразожрались, поэтому если кто-то и крошил витрины магазинов с телевизорами — то только на экранах самих телевизоров. Впрочем, ностальгия была так сильна, что аж в 1979 году группа The Buggles записала альбом The Age of Plastic, с бессмертным с того времени хитом Video Killed The Radio Star.

И снова любопытный факт. Видеоклип Video Killed The Radio Star был самым первым клипом (music video) выпущенном на малоизвестном нынче канале MTV, когда тот начинал трансляцию в США в 1981 году. Мелочь, конечно, но приятно.

Потом пришли компьютеры, которые заменили людей-калькуляторов, крутящих ручки арифмометров. Причём, раз уж мы про СССР, то арифмометр “придумал” на России шведский иммигрант Однер (W.T. Odhner) в далеком 1873 году по древней русской традиции тупо спиздив дизайн у чувака со сложными именем и судьбой Шарль Ксавье Тома де Кольмар. Не путать с кальмаром — один из них это жадное капиталистическое существо запустившее свои щупальца в государственные учереждения, банки, страховые компании, и обсерватории, а другой — моллюск из отряда десятируких.

И так, главное, удачно его придумал, что уже в 1983 году (т.е. спустя всего 110 лет), на совершенно идентичном клоне арифмометра Однера, более известном под молодёжным брендом “Арифмометр Феликс” заводы СССР рассчитывали бюджеты, зарплату, и прочую высшую математику. То есть, реально на века аппарат сделан был, зачем меняли, если всё работало?

Вместо заметок на полях — кто-то еще помнит вот эту любимую фразу преподавателей “Ты с собой всегда калькулятор будешь носить? Или всю стопку справочников?” По нынешним временам интересно звучит, правда?

Ну и наконец — наши дни. Современные потомки луддитов продолжают лудеть. Уже примирившись и успешно используя компьютеры, интернет, социальные сети, и даже ужжжжжасный 5G — ищут против чего нужно протестовать. Найденная на этот раз цель — использование AI.

Для справки — на данный момент времени не существует “киношного” искусственного интеллекта. Нет такого HAL9000, который ледяным голосом будет говорить вам “I’m sorry, Dave. I’m afraid I can’t do that” если ему что-то не нравится. Есть определенным образом натренированые алгоритмы, которые не умеют “думать”, они умеют удачно составлять ответ на основании тех данных, на которых их тренировали. Если для тренировки использовали 100 текстов или картинок — то алгоритм ничего другого вам не предложит. Вау-эффект возникает при переходе количественных изменений в качественные. Где и как это происходит — зависит от алгоритма. Так что — марксизм, материалистический детерминизм, ловкость рук и никакого мошенничества.

Тем не менее, поражённые луддизмом в голову уже протестуют против AI created art. Одни утверждают что это воровство чужого творчества (ну, тогда все художники после авторов наскальной живописи — плагиаторы!), другие — что это “нечестно”. Кстати, тут фотографы никак не определятся честно ли редактировать фотки в Фотошопе, подождите там с вашим AI, не все еще эволюционировали до этой стадии…

Я даже не говорю за либерастический Reddit, например, там давно заселились люди, которые точно знают “как надо” и какое мнение “правильное”. Из недавнего — осколок луддизма резко и сильно ударил в голову рептилоидам из департамента образования города Нью-Йорка. Рептилоиды запретили доступ к GPT3, потому что “it does not build critical-thinking and problem-solving skills, which are essential for academic and lifelong success.” Зачем учить детей будущему, если мы сами еще не поняли зачем это надо.

Ты же не будешь всё время с собой носить искусственный интеллект?”

P.S. Пояснение про название — если кто не догадался. У Стругацких есть книга под названием “Полдень, XXII век”, названная так контрапунктом книге Андре Нортон “Рассвет — 2250 от Р. Х.” И в первом (у Нортон), и во втором (у Стругацких) случае указание на время дня символизирует “текущее состояние дел” в их литературной вселенной. У Нортон это начало нового витка развития человечества, у Стругацких — устоявшаяся человеческая цивилизация победившего коммунизма. С моей личной точки зрения в контексте развития искусственного интеллекта — мы примерно в районе 5 утра. Гигант еще спит, но мы уже начали тыкать в него палкой…

P.P.S. Для тех кто еще меньше догадался — все иллюстрации к тексту, кроме одной вполне очевидной, выполнены искусственным интеллектом по моей просьбе.

--

--

Vlad
Vlad

Written by Vlad

I write stuff. I take pictures. I don't sleep enough.

No responses yet